Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Ниже приводятся комплексы упражнений для формирования основных групп звуков, а также для
дифференциации свистящих - шипящих, звонких - глухих и сонорных (л -р).
Прежде чем начать заниматься с ребёнком,
необходимо знать следующие правила:
- Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно
произносит ребёнок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать
упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим
комплексам.
- Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они
проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
- На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.
- К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены
предыдущие.
- Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно,
плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
- Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для
того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
- У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ
от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не
получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу,
указав, что когда-то это тоже не получалось.
- Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут
даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов
артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции
надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка
вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д.
Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность
определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.
- Если у ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить в его речь, т. е. учить
правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.
- Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с
воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.
- Начинать работу по дифференциации звуков с ребёнком можно лишь после того, как он
научится правильно произносить дифференцируемые звуки(с - ш, з -ж. б-п. л-р и другие),
но в речи их еще смешивает, т, е. вместо одного звука употребляет другой.
Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих
научить ребёнка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных
движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).
|