Логопедическое воздействие состоит из 4 этапов. Роль родителей на них различна: - Артикуляционные упражнения (родители помогают логопеду); - Постановка звуков (осуществляет логопед); - Автоматизация звуков (логопед помогает родителям) в слогах, словах, предложениях, связной и бытовой речи. Этап сложный, требующий терпения. Автоматизация звуков полностью зависит от родителей; в течение первых 10 дней ребенок может сделать не более 10 ошибок, а вследующие 10 дней - не более 5. Трудно автоматизируются звуки [с] и [р], уже поставленные могут исчезнуть, если их не закреплять в повседневной речи ребенка. - Дифференциация (ведется совместно родителями и логопедом), то есть различение близких по звучанию звуков, которые ребенок путает. Без своевременной специальной помощи дети начинают заменять буквы при чтении и письме. Заинтересованность семьи в результатах логопедических занятий, уважительное отношение к серьезному делу, которым занят ребенок, вселит в него уверенность в своих силах и поможет преодолеть трудности. Польза от артикуляционной гимнастики: - Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда; - Дети со сложными нарушениями произношения оказываются лучше подготовлены к занятиям с логопедом; - Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым произношением (о таких говорят "каша во рту"); - Занятия артикуляционной гимнастикой помогут и детям, и взрослым говорить правильно и красиво. - Затем темп упражнений увеличивается, но нужно следить, чтобы они выполнялись точно и плавно, иначе занятия теряют смысл; - Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут в зависимости от возраста ребенка и его усидчивости; - Для детей 3-4 летнего возраста главная задача - усвоение основных движений; - Для детей 4-5 лет требования повышены: движения должны быть четкими и плавными, без подергиваний; - В 6-7 лет дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некторое время без изменений. - Прочитайте ребенку скороговорку; - Попросите его объяснить значение слов; - Предложите ребенку взять в руки мяч и, подбрасывая и ловя его двумя руками на каждый слог или слово, проговорить скороговорку; - Предложите проговорить скороговорку, перебрасывая мяч из одной руки в другую; - Повторите скороговорку, перебрасывая мяч друг другу; - Попросите ребенка произнести скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. При этом хлопать и говорить надо сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее; - Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку; - Предложите проговорить скороговорку несколько раз и не сбиться. |