Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой? - Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи; - Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка; - Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять - При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями. - Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. - Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории. - В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма. - Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; - Учат напрягать и расслаблять мышцы; - Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - Учат переключаться с одного движения на другое. Вторая группа. Упражнения для пальцев условно-статические: - Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. Третья группа. Упражнения для пальцев динамические: - развивают точную координацию движений; - Учат сгибать и разгибать пальцы рук; - Учат противопоставлять большой палец остальным. Начинать нужно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев; - Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз; - Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперек; - Растирать пальцы спиралевидными движениями; Затем можно выполнять некоторые упражнения третьей группы в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете и разгибаете пальцы ребенка и совершаете другие ритмичные движения, сопровождая их ритмичными строчками; Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений второй и третьей групп ребенка нужно учить: - катать между ладонями и пальцами шарики и палочки разного размера; - рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; - перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы) одной рукой или двумя одновременно; Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. - Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания: - Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. - «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу. Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д. К сожалению, описание всех упражнений пальчиковой гимнастики займет слишком много места. Поэтому для тех, кто ими заинтересовался, возможна отправка на электронный почтовый адрес. |