Виды речевых нарушений.
Нарушения звукопроизношения.
Самыми распространенными недостатками речи у детей-дошкольников являются различные виды
нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука
другим, искажения имеющегося звука.
В младших группах детского сада мы чаще всего встречаемся с физиологическими (возрастными)
нарушениями звукопроизношения, которые при нормальных условиях, с улучшением работы
речедвигательного и речеслухового анализаторов самостоятельно изживаются.
Наверх.
Временные задержки развития речи.
По тем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития.
Часто у таких детей запас слов не соответствует их возрасту; развитие фразовой речи идет
с опозданием; долго держатся дефекты звукопроизношения. Причиной этого могут быть различные
заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Особенно влияют желудочно-кишечные
заболевания, нарушающие питание организма и коры головного мозга. При укреплении организма
и создании благоприятных условий для развития речи ребенок догоняет своих сверстников в
речевом развитии; специальные занятия необходимы, чтобы помочь ему в этом.
Наверх.
Алалия.
Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей (до трех - пяти лет
при хорошем физическом слухе), обусловленное недоразвитием или поражением речевых зон коры
головного мозга, наступившем еще до формирования речи.
В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения:
накопление словаря идет очень медленно; фразу они строят с трудом, неправильно, например:
"Мальчик горка санках катается" (Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются
перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей
бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: "Ляля киля гиля" (Девочка
катается на лыжах). Впоследствии, благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается
фразовая речь, но ребенок постоянно отстает в речевом развитии от детей своего возраста.
Наверх.
Дислалия.
Это нарушение произношения звуков при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого
аппарата. Бывает нескольких видов:
-В младших группах детского сада мы чаще всего встречаемся с физиологическими (возрастными)
нарушениями звукопроизношения, которые при нормальных условиях, с улучшением работы
речедвигательного и речеслухового анализаторов самостоятельно изживаются.
-Механическая дислалия - может зависеть от нарушений костного и мышечного строения
периферического речевого аппарата. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными.
Врожденные дефекты периферического речевого аппарата: массивные и короткие подъязычные
уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и
форма зубов верхней и нижней челюстей и др.
Необходимо учитывать, что 3 последних дефекта часто являются лишь предрасполагающим моментом
к появлению дефектов звукопроизношения, так как у физически и психически здорового ребенка
при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные пути
компенсации такого дефекта.
Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата бывают вследствие раздробления
костей и разрыва мышц (с последующими рубцами), в результате челюстно-лицевых травм.
Эти нарушения могут возникнуть в любом возрасте.
-Примером функциональной дислалии могут быть случаи, когда неправильное произношение
маленького ребенка не только не исправляется, а даже культивируется: родители, окружающие
подражают речи ребенка, "сюсюкая" с ним; или когда на формирование правильного
звукопроизношения у ребенка оказывает влияние чрезмерная возбудимость его, задержка в
психическом развитии.
При при правильно построенной и систематической работе по формированию произношения у детей
физиологическая, функциональная, а в некоторых случаях и механическая дислалия полностью
исправляется к пяти-шести годам.
Наверх.
Нарушения речи при снижении слуха.
На развитии речи слабослышащих (тугоухих) детей сказывается время наступления тугоухости,
степень снижения слуха, общее состояние ребенка и характер медико-педагогического
воздействия в каждом конкретном случае. Даже незначительная тугоухость, наступившая до
того, как сформировалась речь (в 2,5 - 3 года), приводит к ее недоразвитию. Если же она
наступила после трех лет, речь ребенка сравнительно понятна и легко поддается исправлению.
Тугоухость часто бывает следствием осложнений на уши после перенесенных болезней: гриппа,
скарлатины, кори, повторяющихся насморков. Внимательные, заботливые родители стремятся не
допускать насморка и других болезней носоглотки, вызывающих заболевание ушей.
Если у ребенка обнаружилась значительная степень тугоухости, его необходимо направить в
специальный детский сад.
При легких степенях тугоухости дети обычно посещают общий детский сад, а воспитатели
помогают ребенку развивать речь, консультируясь с отоларингологом и логопедом.
Наверх.
Заикание.
При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных
звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей с ослабленной нервной системой в
возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить
первые признаки заикания:
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы.
Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда
инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга
или при длительной психической травматизации - постоянном несправедливом, грубом отношении
к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую
сторону жизненных условий (обстановки, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано
развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с
постоянными просьбами: "расскажи", "повтори", часто заставляют говорить напоказ.
Заикание легче предупредить, чем лечить.
Наверх.
Ринолалия.
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения. Ринолалия бывает двух видов:
открытая к закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха при акте речи проходит через нос,
а не через рот. Это бывает вследствие расщепления твердого и мягкого нёба, пареза мягкого
нёба после дифтерии. Поскольку мягкого нёба нет или его деятельность недостаточна для
создания перегородки между ротовой и носовой полостью, струя воздуха, не встречая преграды,
идет в нос и речь становится непонятной, приобретает носовой оттенок.
Дети с расщеплением твердого или мягкого нёба нуждаются в помощи логопеда как в
дооперационный, так и в послеоперационный период. В дооперационный период у ребенка
подготавливают к операции мышцы и ткани, вырабатывают навык направлять воздушную струю
через рот, вызывают возможные звуки; в послеоперационный период идет постановка звуков.
Пластическую операцию таким детям делают по показанию врача, и обычно к школе ребенок,
систематически занимаясь у логопеда, полностью исправляет речь. Воспитатель должен помогать
ребенку вводить поставленные логопедом звуки в речь. Кроме того, он может оказать большую
помощь ребенку, проводя с ним игры на развитие речевого (ротового) дыхания. Во время а
ртикуляционной гимнастики и занятий по звукопроизношению особое внимание надо обращать на
выполнение упражнений таким ребенком. Если они у него не получаются, следует попросить
родителей позаниматься дома и самому по возможности провести дополнительные индивидуальные
занятия.
Наверх.
Нарушения голоса.
Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония.
При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание,
то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических
изменений в голосовом аппарате. К дисфонии может привести постоянное перенапряжение голоса
в результате слишком громкого разговора, пения, крика; несоблюдение основных правил гигиены
голоса при пении (несоответствие звукового диапазона песни среднему диапазону голоса
ребенка определенного возраста); частое подражание голосам кукол (высокий, резкий голос
Буратино), голосам взрослых, резким свисткам паровоза, гудкам автомобиля. Развитию дисфонии
могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое
дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не
очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие
чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос
становится хриплым.
Наверх.
|